Отделение ДОСААФ России Московского Авиационного Института

В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военная авиация. Популярность авиации среди населения не имела равных себе. Краткая хронология до 1930 г.:

В 1920 году при академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) в Москве, а затем и в других учебных военных заведениях создается военно-научное общество (ВНО) и его отделения. Председателем ВНО избирается народный комиссариат по военным и морским делам М.В. Фрунзе.

1 мая 1922 г. Открывается первая в СССР международная авиалиния Москва-Кённигсберг (авиакомпания Дерулюфт).

9 февраля 1923 г. - Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» - официальная дата создания гражданской авиации.

8 марта 1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое принимает участие в оборудовании аэродромов, собирает средства на строительство самолётов для Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), проводит Всесоюзные планерные соревнования в Крыму - в колыбели советского планеризма - на горе Коктебель, где в своё время развивали советскую авиацию и совершили свои первые полёты такие известные конструкторы, как О.К. Антонов, С.Н. Ильюшин, А.С. Яковлев, С.П. Королёв и др.

17 марта 1923 г. - создано Российское общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» с уставным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых авиалиний, а также развитие отечественной авиационной промышленности.

23 января 1927 г. - образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству – ОСОАВИАХИМ - самая крупная из специализированных общественных организаций. (в 1951г. ОСОАВИАХИМ будет переформирован в ДОСААФ СССР)

Перед организацией стояла задача сформулированная М.В. Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО в мае 1925 года:

«Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время».

Уже к началу 1928 года эта организация насчитывает около 2 млн. человек. По всей стране под эгидой ОСОАВИАХИМа строятся тиры, стрельбища, создаются аэроклубы и военно-спортивные кружки, где молодежь осваивает специальности радиста, телеграфиста, парашютиста, моториста, санитара, медсестры, летчика и др.

20 марта 1930 г. - на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), а с 20 августа того же 1930 года - Московский Авиационный Институт (МАИ).

В течение 1930-1931 годов, когда происходило формирование структуры МАИ - переподчинение кафедр, многие из которых были отнесены в соответствии с тематикой к факультетам, которые в свою очередь переименовывались, так воздухоплавательный факультет был переименован в дирижаблестроительный и т.д., по инициативе ЦК ОСОАВИАХИМ при МАИ был учрежден наблюдательный Совет для подготовки учащихся к сдаче Всесоюзного норматива «Готов к труду и обороне» (ГТО), а также для содействия в создании спортивной базы в институте, к началу войны каждый обучающийся в МАИ имел удостоверение о сдаче нормативов ГТО и членский билет ОСОАВИАХИМ.

С первых лет обучения студенты самолетостроительного факультета в обязательном порядке проходили летную практику. В обязанности студентов на летной практике входили практические полеты (до 50 часов) с выполнением обязанностей летчика под наблюдением летчика-инструктора, полное наземное обслуживание самолетов, включая ремонт в полевых условиях.

22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны войска фашистской Германии перешли через границу Советского Союза и напали на нашу страну. 1418 дней и ночей длилась борьба с врагом, неся за собой миллионные потери.

За годы войны школами ОСОАВИАХИМ при МАИ и военной кафедрой было подготовлено более 1000 снайперов, 900 пулемётчиков, 380 миномётчиков, 160 лётчиков. 19 апреля 1945 г. ЦК ОСОАВИАХИМ совместно с руководством института учредил спортивный клуб МАИ, председателем был назначен А. В. Копылов. Уже в августе членами спортклуба МАИ были 782 человека, которые занимались в 17 спортивных секциях.

В 1949 г. Столярный цех УПМ МАИ по заказу ОСОАВИАХИМ начал выпускать небольшие серии планеров Ш-17 конструкции Б. Н. Шереметева, а также планеры конструкции О. К. Антонова.

20 августа 1951 года Постановлением Совета Министров СССР - ОСОАВИАХИМ был переформирован в ДОСААФ СССР – Всесоюзное ордена Красного Знамени добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР.

1954 г. Спортсмены-мотоциклисты института завоевали переходящий кубок на первенстве ДОСААФ Москвы.

1955 г. Отделение ДОСААФ МАИ награждена переходящим кубком «Лучшей организации ДОСААФ среди вузов».

1956 г. Коллектив яхтсменов института стал сильнейшим среди коллективов вузов Москвы. Мотоспортсмены МАИ стали победителями в мотокроссе ДОСААФ города Москвы.

1959 г. По ходатайству Комсомольской организации образовано первое общеинститутское студенческое КБ (СКБ), приступившее по заданию ЦК ДОСААФ к разработке проекта опытного образца планера «Снежинка». Руководителем СКБ был назначен В. П. Махров. В том же году при Отделении ДОСААФ МАИ начал работать морской клуб «Волна».

1961 г. Создан самодеятельный авиационно-спортивный клуб МАИ (АСК МАИ) планерного и парашютного спорта. В следующем году клубу решением ЦК ДОСААФ присвоена первая категория.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космос. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области неподалёку от города Энгельса. Символично, что благодаря именно Саратовскому аэроклубу ДОСААФ "Дубки" Юрий Алексеевич получил путевку в небо. Именно в этом аэроклубе с 1954 по 1955 год Юрий Гагарин делал первые шаги в освоении летной специальности. Там он совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18, а всего за два года обучения выполнил 196 полётов и налетал 62 часа 23 минуты. В 1974 году Постановлением Правительства СССР Саратовскому аэроклубу ДОСААФ было присвоено имя Ю.А. Гагарина.

В 1963 г. Решением Президиума МГК ДОСААФ многотиражная газета МАИ «Пропеллер» (с 1931 г.) награждена «За многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодежи и популяризацию работы секций и клубов ДОСААФ» знаком ЦК ДОСААФ «За активную работу». Морской клуб «Волна» ДОСААФ МАИ занял первое место в соревновании 78 клубов ДОСААФ г. Москвы.

1964 г. По итогам работы за 1963 год организация ДОСААФ МАИ в десятый раз подряд признана лучшей среди вузов Москвы.

В 1964-1979 годы отделение ДОСААФ МАИ занимает первое место среди вузов Москвы по оборонно-массовой работе и количеству спортивных достижений.

В 1973 году при Спорткомитете СССР был создан Всесоюзный совет для наиболее массового привлечения граждан к сдаче комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Председателем Совета был назначен лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, в том же году спустя 4 месяца спортивная команда гандболистов МАИ стала обладателем кубка европейских чемпионов.

1978 г. При отделении ДОСААФ МАИ организован дельтапланерный клуб.

1986 г. Институту передана спортивная база «Наука», в ДОСААФ МАИ утвержден состав оргкомитета, создан Центр тестирования по выполнению нормативов Комплекса «Готов к труду и обороне» для привлечения учащихся из других вузов Москвы. Количество учащихся в МАИ, сдавшие нормы ГТО на золотой значок достигает 100%, имение золотого или серебряного значка было необходимо для успешного прохождения военной кафедры в МАИ которое было обязательным для всех учащихся. Председателем ДОСААФ МАИ в те годы был Захарян Р.Р.

МАИ имел статус самого спортивного ВУЗа СССР благодаря самой большой и современной на тот момент спортивно-технической базе, а также всестороннему развитию учащихся и будущих космонавтов, а отделение ДОСААФ МАИ помимо комплекса «Готов к труду и обороне», который являлся мощным стимулом в подготовке выполнения нормативов, вело огромную военно-патриотическую работу, что многократно подтверждалось благодарственными грамотами ЦК ДОСААФ, Русским географическим обществом и многими Федерациями спорта и военно-тактических игр СССР. Были сформированы обучающие курсы на военных полигонах для отработки навыков оказания первой медицинской помощи, стрельб из разных видов оружия, парашютно-десантной подготовки и др. что способствовало подготовки молодежи к гражданской обороне Отечества.

26 декабря 1991 г. После распада Советского Союза, руководством ДОСААФ МАИ, Председателем которого был назначен Юров Н.Н., и ректоратом института были предприняты все возможности для сохранения спортивно-технической базы и аэродрома МАИ, т.к. в связи с прекращением правительством поддержки оборонного общества, отделение полностью лишилось помощи со стороны ДОСААФ, потеряв возможность к совершенствованию, расходуя до сегодняшних дней оставшийся запал и технический потенциал со времен СССР.

Возрождая и сохраняя традиции ДОСААФ от 6 августа 2015 года протоколом Президиума регионального отделения ДОСААФ России г. Москвы было единогласно принято решение об утверждении Председателя отделения ДОСААФ МАИ (НИУ) Новожилова Виталия Вадимовича. Менее, чем за год, членами ДОСААФ МАИ стали более 100 студентов, было проведено более 40 военно-патриотических мероприятий.

А 9 мая 2016 года в день Победы, спустя 25 лет, на Ритуальной площади Московского Авиационного Института снова вознеслись флаги ДОСААФ России.

Спортивные достижения спортсменов МАИ

Среди них свыше шестидесяти олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Команды МАИ по гребле, баскетболу, волейболу, гандболу, регби, туризму, а также отдельные спортсмены неоднократно становились чемпионами СССР и России, победителями международных, всероссийских и московских соревнований.